Следственное подразделение Ренийского отделения полиции закрыло уголовное производство по факту падения пешехода в открытый люк ренийского коммунального предприятия «Водоканал». Дело прекращено за отсутствием состава преступления. Об этом нам сообщил житель Рени Юрий Кузнецов, который проходил по этому делу, как потерпевший.
«Я заходил в Ренийский офис Измаильской окружной прокуратуры, и там мне официально заявили, что уголовное производство по факту моего падения в люк закрыли. Причина в том, что в действиях сотрудников «Водоканала» якобы нет состава преступления, – рассказал Юрий Кузнецов. – Затем я пошёл к директору «Водоканала» Валерию Онищенко. Мне было интересно, вызывали ли его хоть раз на допрос к следователю по моему делу. Онищенко ответил, что его не вызывали на допрос, но сказал, что к нему один раз приходил сотрудник полиции и допросил его. И на этом всё закончилось. А потом в полиции решили, что дело надо закрывать. Следователь Ольга Елисейцева, которая вела уголовное производство о ситуации с открытым люком, подтвердила, что дело прекращено. Неофициально мне намекнули, что на следователя осуществлялось давление. Но кто и зачем это делал, можно лишь догадываться. Я уже и у адвоката был, и у начальника Ренийского отделения полиции, но что толку? Ходишь туда, ходишь сюда – зла не хватает. Только пар выпускаю – и всё. Передо мной даже никто не извинился…»
Мы попытались получить официальный комментарий следственных органов относительно нынешнего состояния уголовного производства по делу Юрия Кузнецова, но, как ни странно, столкнулись с неосведомлённостью должностных лиц полиции. В частности, начальник следственного отделения Измаильского райотдела полиции Игорь Минчев ответил, что ничего не знает об упомянутом деле.
«Ничего конкретного по этому поводу сказать не могу. Да, наш райотдел курирует работу ренийских следователей, но там есть свой начальник следствия. Я могу взять дело на изучение и посмотреть, по каким причинам его закрыли. Тем не менее на данный момент у меня нет соответствующей информации. Что касается потерпевшего, то я бы посоветовал ему письменно обратиться к следователю с запросом о ходе уголовного производства. И если есть постановление о закрытии дела, то следователь обязан предоставить его копию потерпевшему. Если потерпевший не согласен с мотивами прекращения уголовного производства, то он может обратиться за консультацией в службу бесплатной правовой помощи. В конце концов закрытие дела можно обжаловать в установленном законом порядке», – сказал Игорь Минчев.
Мы также связались с начальником следственного подразделения Ренийского отделения полиции Александром Сливкой.
«Я не готов сейчас ответить на ваш вопрос. Я не могу комментировать каждое уголовное производство», – заявил Александр Сливка.
Более результативным стало наше обращение в Ренийский офис Измаильской окружной прокуратуры. Прокурорский работник, который согласился пообщаться с автором этих строк, ответил на все вопросы, однако подчеркнул, что может предоставить только неофициальный комментарий, без упоминания в СМИ своей фамилии и должности.
«Для получения официального комментария вам нужно получить согласие нашего руководства, то есть пройти необходимую процедуру. А пока могу лишь сказать, что следователь Ольга Елисейцева, которая вела дело о падении пешехода в люк, действительно сообщила в прокуратуру о закрытии этого уголовного производства. Сообщение было получено в телефонном режиме, – рассказал сотрудник окружной прокуратуры. – Могу подтвердить, что потерпевший приходил ко мне, и я рекомендовал ему получить в полиции постановление о прекращении уголовного производства. Я также посоветовал потерпевшему обратиться в Бюро бесплатной правовой помощи. В принципе Кузнецов может обжаловать закрытие дела либо в прокуратуре, либо в суде. Если мы получим от потерпевшего официальную жалобу на действия следственных органов, то можем затребовать у полиции уголовное производство и проверить, насколько законно или незаконно оно было закрыто. Если будут выявлены нарушения со стороны следствия, мы вправе отменить постановление о закрытии дела и потребовать дальнейшего расследования».
В беседе с сотрудником прокуратуры мы поинтересовались, как могло случиться, что уголовное производство сначала было возбуждено по статье 271 УК Украины (нарушение требований законодательства об охране труда должностным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином), а затем, в процессе следствия, состав преступления вдруг исчез? Наш собеседник ответил, что существует такая практика, как предварительная квалификация преступления при внесении сведений в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР), и статья 271 УК была выбрана именно предварительно. Однако в ходе уголовного производства статья, по которой квалифицируется преступление, может быть изменена на более тяжкую или менее тяжкую. А поскольку следователь обладает широкой процессуальной самостоятельностью, то он имеет полное право переквалифицировать правонарушение.
Завершая разговор, наш собеседник признался, что проведённая в Украине реформа прокуратуры существенно сократила возможности и полномочия этого ведомства. Особенно пострадали надзорные прокурорские функции, в том числе те, которые касаются контроля над следственными органами. Иногда ситуация доходит до абсурда: например, реформа привела к тому, что следователь фактически не несёт никакой ответственности за невыполнение поручений и указаний прокурора.
Подборка новостей по Ренийской громаде по ссылке
Напомним, что 85-летний Юрий Кузнецов упал в открытый люк «Водоканала» 18 февраля т.г. Падение стало результатом того, что сотрудники предприятия, проводившие в тот момент необходимые работы, не оградили люк и не обеспечили безопасность людей. По данному факту Ренийское отделение полиции открыло уголовное производство, однако реальные следственные действия начались только через три месяца после инцидента. Автор этих строк официально получил статус свидетеля по данному делу, так как опубликовал большую статью со всеми подробностями происшествия и комментариями действующих лиц. Тем не менее даже общественный резонанс не повлиял на позицию следственных органов, которые в итоге решили закрыть дело за отсутствием состава преступления.
Почему мы уделили этой истории так много внимания? По нашему мнению, случай с Юрием Кузнецовым служит ярким показателем того, как относится украинская правоохранительная система к «маленькому» человеку, к защите законных прав и интересов рядового гражданина.
Андрей ПОТЫЛИКО