На сегодняшний день до сих пор нет ясного ответа на вопрос о конфигурации будущих объединённых территориальных громад (ОТГ) в пределах нынешнего Ренийского района. Проект окончательного решения по этому поводу остаётся предметом противоречий между Одесской областной госадминистрацией и Министерством развития общин и территорий.
Как уже сообщали региональные СМИ, предложенный облгосадминистрацией перспективный план формирования общин на Одесчине подразумевает создание в Ренийском районе единой ОТГ по принципу «один район – одна громада». Однако в ходе недавних консультаций по согласованию перспективных планов Николаевской, Одесской и Херсонской областей (консультации состоялись в Киеве) чиновники профильного министерства, не отрицая вариант одной общины в Ренийском районе, предложили рассмотреть возможность создания двух громад.
Тем не менее остаётся непонятно, кто и каким образом должен сделать окончательный выбор между двумя вариантами ОТГ на территории Ренийского района, и какой из этих вариантов считается приоритетным и наиболее оправданным с точки зрения самодостаточности громады.
Напомним, что вариант двух общин – это проект Ренийской ОТГ (город Рени, сёла Долинское и Лиманское) и проект Орловской ОТГ (сёла Орловка, Новосельское, Нагорное, Плавни и Котловина).
Отметим, что по данному вопросу нет согласия и среди населения Ренийского района – большинство людей заняли выжидательную позицию, причём многие вообще не верят в положительный эффект укрупнения громад. Активная сторонница децентрализации – сотрудница Ренийского горсовета и общественная активистка Ирина Черня – видит в этом происки «местных князьков».
В социальной сети Facebook она так прокомментировала причины торможения административно-территориальной реформы в Ренийском районе: «Проходили слушания практически в каждом селе нашего района. Людям предлагали голосовать одновременно за несколько вопросов: объединиться по формуле «один район – одна громада»; создать отдельную общину с центром в Орловке; оставить всё как есть, то есть село – отдельное юридическое лицо в составе района. Конечно, люди выбирали последний вариант – «независимое село», поскольку местные князьки занимались дезинформацией…
Нежелание местных чиновников брать ответственность за будущее общины победило… В сложившейся ситуации важно понимать, чьи интересы представляет местная власть. Ничто не препятствовало местной власти организовать слушания в своём населённом пункте, провести работу с населением и выяснить, чего же хочет народ. Но местные князьки этого не делали. Активность проявляли только инициативные группы».
Оппоненты Ирины Черня ответили на это, что сельские жители на общественных слушаниях не поддержали создание ОТГ, а в ответ им пригрозили насильственным объединением общин. То есть власть любой ценой добивается от граждан «правильного» решения; если же граждане сопротивляются, то их мнение попросту игнорируется.
Один из пользователей Facebook прокомментировал позицию Ирины Черня следующим образом: «Нет, Ира, вы не правы. Вернее, не совсем правы. Например, в Болградском районе много раз проводились общественные слушания. И всякий раз люди чётко заявляли, что они не хотят объединения громад. Они хотят сохранить свой район. Люди сказали: оставьте нас в покое! Но людей никто не слушает. Их даже не хотят слышать. «Наверху» уже всё решено. Такая у нас «демократия». Такая «добровольность объединения»…