Вторая сессия Ренийского горсовета VIII созыва, утвердив бюджет объединённой территориальной громады на 2021 год, одновременно приняла не менее фундаментальный документ – Программу социально-экономического развития ОТГ на этот же год. Вряд ли нужно лишний раз пояснять, что эти решения горсовета взаимообусловлены и напрямую связаны между собой.
В одной из прошлых публикаций мы подробно проанализировали параметры местного бюджета, и прежде всего с точки зрения способности Ренийской общины содержать свою социальную сферу. Но если муниципальная казна в целом обеспечивает более-менее нормальную жизнедеятельность громады, то возможности развития ОТГ вызывают множество вопросов.
Начнём, собственно, с бюджета развития, который в текущем году принят в объёме 31,3 млн гривен. Как уже было отмечено ранее, в минувшем году бюджет развития составлял 51 млн грн, причём эти средства предназначались только для города Рени. Теперь же, когда в городскую громаду вошли 7 сёл бывшего Ренийского района, то есть население общины увеличилось в два раза, бюджет развития сократился на 20 млн грн. Если учесть, что городское и сельское население в ОТГ распределено приблизительно поровну, то и бюджет развития, по идее, придётся делить на две части: одна половина достанется городу, другая – сёлам. Каждая половина – это по 15 млн грн «с хвостиком». Возникает простой вопрос: можно ли вообще развиваться за счёт таких денег? Для сравнения: в бюджете Ренийской громады на текущий год главную часть расходов составляет зарплата работников бюджетных учреждений. Это – свыше 234 млн грн, или более 82% всей муниципальной казны. Таким образом, мы получаем типичный бюджет проедания.
А теперь заглянем в Программу социально-экономического развития общины на 2021 год. Сразу же обращает на себя внимание то, что она больше похожа на статистический отчёт и совокупность сомнительных прогнозных показателей, чем на реальный проект ближайшего будущего громады. И уже на первой странице документа «красуется» курьёз: маленькая чёрно-белая карта Одесской области изображена вверх ногами.
В частности, в программе отмечается, что по итогам за 10 месяцев 2020 года промышленные предприятия, расположенные на территории ОТГ, реализовали продукцию на общую сумму 446,5 млн грн. По сравнению с аналогичным показателем 2019 года, рост производства составил 2%. Этот плюс в основном – заслуга Ренийского винзавода, которому удалось значительно увеличить объём реализации продукции (в то же время справедливости ради добавим, что данный рост является очень относительным, поскольку в предыдущие годы на винзаводе наблюдался существенный производственный спад – Прим. авт). Кроме того, заметных успехов добилось КП «Водоканал» — объём потребления его услуг увеличился на 40%. Это произошло за счёт роста продажи воды и легализации абонентов. И всё же львиную долю производства в общине (почти 95%!) обеспечивает солнечная электростанция «Лиманская».
Что касается транспортного комплекса, то он по-прежнему переживает кризис. Причём падение объёмов грузоперевалки демонстрирует не только умирающее госпредприятие «Ренийский морской торговый порт» (ГП «РМТП»), но и ряд частных портовых операторов. За 10 месяцев 2020 года, по сравнению с показателем за аналогичный период 2019 года, суммарный грузооборот в порту Рени упал на 36% — с 1 миллиона 58 тысяч тонн до 672,3 тысячи тонн. При этом любопытно, что в программе развития громады указаны объёмы переработки грузов по каждому портовому оператору, кроме ГП «РМТП». Почему в документе нет статистики грузооборота госпредприятия за 10 месяцев минувшего года, непонятно. То ли городские чиновники не удосужились получить эту цифру, то ли руководство ГП не предоставило её Администрации морских портов Украины.
Тем не менее это странное обстоятельство не помешало горсовету включить в программу прогнозный показатель грузоперевалки ГП «РМТП» на 2021 год – 150 тысяч тонн. Откуда взялась такая цифра, тоже непонятно. Но в любом случае она существенно ниже, чем даже скромный показатель грузооборота госпредприятия по итогам 2019 года (217 тыс. тонн). А общий объём переработки грузов ренийскими портовыми операторами в текущем году прогнозируется на уровне 1 млн 300 тыс. тонн. Это практически столько же, сколько было в 2019 году (1 млн 275 тыс. тонн). То есть, как видим, никакого развития в Ренийском порту не предвидится: в лучшем случае будут компенсированы грузовые потери 2020 года.
Вместе с тем на этой же странице программы сказано следующее: «Развитие современной транспортной сети будет способствовать эффективному использованию особенностей расположения громады и обеспечивать благоприятные условия для привлечения значительных объёмов транзитных грузов и предоставления населению качественных услуг». Данный тезис порождает целую цепочку вопросов. О какой «современной транспортной сети» вообще идёт речь? Откуда возьмутся «значительные объёмы транзитных грузов»? Какие грузы подразумеваются? В чём тут связь с «предоставлением населению качественных услуг»? Каких услуг? Как известно, портовые операторы предоставляют услуги грузовладельцам, а не населению. Короче говоря, сплошные загадки в духе «милый мой, хороший, догадайся сам». Мы можем разве что предположить, что авторы программы имели в виду создание в Ренийском порту новых мощностей по перевалке зерна (прежде всего из Молдовы), однако конкретно об этом ничего не говорится.
Прогнозный показатель в промышленности также является довольно оптимистичным: ожидается, что в 2021 году рост производства составит 5%. Но, опять же, за счёт чего произойдёт подъём, не уточняется. Невероятно, но факт: в программе не упоминаются какие-либо украинские или иностранные инвестиционные проекты, реализация которых планируется на территории Ренийской общины. Более того, даже слово «инвестиции» нигде не встречается. А ведь ещё недавно подобные проекты активно продвигались. В частности, достаточно вспомнить о том, что осенью 2019 года сессия Ренийского горсовета предоставила разрешение ООО «Эко Эйр Рени» на разработку детального плана территории земельного участка для строительства мусороперерабатывающего завода. Однако в планы развития громады на 2021 год этот проект почему-то не попал…
Ещё одна необъяснимая странность программы – полное отсутствие в ней такого важного направления, как ремонт и строительство дорог. Создаётся впечатление, что забытыми оказались даже те дорожные проекты, осуществление которых уже сдвинулось с мёртвой точки. Например, в июле прошлого года сессия Ренийского горсовета внесла изменения в городской бюджет на 2020 год. Это решение было вызвано необходимостью перераспределить 1 млн 700 тыс. грн с целью провести капитальный ремонт так называемой старой объездной дороги. Она проходит по целому ряду городских улиц и уже давно находится в разбитом состоянии. Напомним, что на протяжении многих лет, до открытия новой объездной дороги, вышеупомянутая трасса фактически выполняла функцию участка международной автомагистрали Одесса – Рени – Бухарест, в результате чего через Рени шёл непрерывный поток большегрузного автотранспорта.
С февраля 2019 года капитальный ремонт старой объездной дороги входит в число дорожных приоритетов Ренийского горсовета. Почему же этот проект никак не отражён в программе развития громады? А Бог его знает…
Однако, пожалуй, наиболее вопиющим пробелом фундаментального документа (а он, как мы уже успели убедиться, оказался совсем не фундаментальным) следует назвать «исчезновение» дальнейших шагов по созданию генерального плана города. Его отсутствие, как известно, много лет служит основным препятствием для развития города.
Опять же, напомним, что в марте минувшего года Ренийский горсовет принял Программу обеспечения разработки градостроительной документации на 2020-2021 годы. Программа необходима для выполнения требований Законов Украины «Об основах градостроительства» и «О регулировании градостроительной деятельности», которые определяют принципы планирования, застройки и другого использования территорий. А это возможно только путём утверждения генерального плана города, планов зонирования территорий и детальных планов территорий. Именно генплан является главным видом градостроительной документации, призванной обосновать долгосрочную стратегию развития населённого пункта.
И вот мы наблюдаем откровенный нонсенс: в программе развития громады нет даже упоминания о главном условии такого развития!
Идём дальше. Существенное место в документе занимают расчёты доходов и расходов местного бюджета на текущий год, однако мы не будет повторяться, так как уже анализировали этот вопрос. Отметим лишь, что в программе развития ОТГ, как и в тексте бюджета, нет очень важной детали – перечня конкретных объектов реконструкции и строительства. Сказано лишь, что на благоустройство города и сёл громады, включая проведение капитальных ремонтов, предусмотрено в общей сложности 8 млн грн, на строительство и капитальный ремонт водопроводов – 21,9 млн грн. То есть, эта тема практически не «расшифрована» — она представлена только «взагали».
И, наконец, напоследок добавим, что программа даже не «заикается» о такой отрасли местной экономики, как сельское хозяйство. И это при том, что ОТГ унаследовала все сельскохозяйственные земли бывшего Ренийского района. Допустим, здесь можно сделать скидку на то, что городские чиновники, составлявшие программу, просто ещё не успели «войти в роль» бывшей Ренийской райгосадминистрации, которая раньше занималась вопросами агропромышленного комплекса. Тем не менее данное обстоятельство является весьма показательным. Разумеется, в отрицательном смысле.
Вот, собственно, и вся программа развития Ренийской громады на 2021 год. Если её вообще можно так назвать…
Справедливости ради отметим, что документ готовился в условиях переходного периода децентрализации, когда на местном уровне власти возникла административная и правовая неопределённость. Как мы уже не раз отмечали, после местных выборов 2020 года органы местного самоуправления вступили в свои полномочии, не имея даже окончательной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность территориальных общин. Только этим можно объяснить, мягко говоря, очевидное несовершенство программы развития Ренийской ОТГ.
Но даже такие факторы не способны оправдать вопиющие пробелы и ляпсусы столь значимого документа. Тем более что здесь напрашивается ещё один интересный вопрос: а куда смотрели депутаты, когда единодушно голосовали за программу? Почему никто из народных избранников не заметил в ней многочисленные «зияющие дыры»? Хоть кто-то из депутатов вообще читал этот проект решения перед сессией? Хоть кто-то смотрел в текст перед голосованием?
Хочется завершить наше грустное повествование популярными вопросами-восклицаниями: «кто все эти люди?!» и «что это было?!».
Андрей ПОТЫЛИКО