На прошлой неделе во многих странах прошла долгожданная онлайн-презентация грядущей консоли PlayStation 5. Корпорация Sony наконец показала дизайн приставки и больше десятка игр для системы следующего поколения. Трансляцию одновременно смотрели миллионы жителей планеты, теперь еще больше людей спорят о перспективах и подводных камнях некстгена в соцсетях. Штатный игровой эксперт «Думской» Николай Яковенко, разумеется, также не обошел стороной столь грандиозное событие в индустрии и делится своими впечатлениями и размышлениями о начавшемся финальном акте предрелизной гонки консолей следующего поколения.
МАРКЕТИНГ: Xbox решительно начинает, PlayStation — выжидает
Сразу следует отметить, что настроения в игровом сообществе мечутся из стороны в сторону по любому, даже надуманному, инфоповоду. «Зрады» и «перемоги» тут чередуются еще быстрее чем у людей, переживающих за украинскую политику.
Поэтому каждого из двух конкурентов на лидерство в девятом поколении консолей – PlayStation 5 и Xbox Series X люди в своих фантазиях уже многократно успели похоронить, реанимировать и преподнести на иллюзорный пьедестал, после чего снова низвергнуть в пучину.
Обе приставки были заявлены в конце 2019 года. Sony начала в октябре с номинального заявления о намерениях, а «Майкрософт» уже в декабре сделала первый серьезный шаг и показала короткий тизер с внешним видом будущей «коробки».
Казалось бы, торопиться с маркетингом консоли следующего поколения – вполне в духе игрового подразделения Microsoft, которое еще во времена релиза Xbox360 пыталось откусить у конкурента кусок рынка побольше, просто обгоняя по срокам запуска.
Но в этот раз повторить трюк 15-летней давности не получится — обе консоли должны выйти одновременно – во время рождественских праздников в конце 2020 года.
Поэтому маркетинг «Майкрософт» можно рассматривать не как спешку, а хорошо рассчитанную и системную попытку вернуть себе доверие игроков после провального запуска предыдущего поколения консолей.
Американская корпорация работала как часы. В апреле она дала блогерам потрогать и даже разобрать на запчасти и проанализировать железо Series X, подробно рассказала о всех новых аппаратных и программных «фишках» новой системы.
В мае Microsoft провела презентацию игр следующего поколения. И далее продолжила подогревать интерес публики небольшими анонсами. В июле должны показать большую подборку эксклюзивов (хотелось бы верить) на Xbox Series X.
В тоже время, Sony в этой гонке, казалось, преследовал злой рок. Компания никак не отвечала на экспансию Майкрософта или делала настолько нелепые шаги — с анонсом явно поспешили в то время, когда у инженеров в корпоративных лабораториях еще ничего не готово.
Например, после видео с полным разбором нового Xbox, Sony показала только логотип своей новой консоли (который отличается от PS4 только порядковым номером в конце).
Затянув с анонсом, Sony попала под волну коронавируса. В марте из-за переноса крупной выставки разработчиков GDC, архитектор консоли Марк Церни провел онлайн-презентацию с громким названием «Дорога к PlayStation 5», которую многие фанаты заранее успели себе представить как помпезный запуск настоящего маркетинга некстгена с показом игр и железа. На деле же, мероприятие оказалось усыпляющей лекцией о спецификациях «железа» новой системы.
В начале апреля, Сони, как будто извиняясь, показала контроллер DualSense.
И вот, наконец, в минувший четверг компания показала саму приставку в купе с ворохом игр следующего поколения. Таким образом, японский медиагигант в один момент перетянул одеяло на себя и теперь, кажется, возглавляет технологическую гонку.
Вероятно, правы были эксперты, которые заявляли, что Sony просто некуда спешить. Компания одержала убедительную победу в текущем поколении и была в позиции, когда ей не стоит выкладывать все карты на стол.
До конца года у нее еще два больших релиза эксклюзивов текущего поколения – Last of Us 2 и Ghost of Tsushima и фальстарт рекламы некстгена мог бы отпугнуть покупателей от приобретения игр на устаревающую игровую систему.
Таким образом, между Sony и Mycrosoft сейчас, как минимум, установился паритет. Американцы бодро начали гонку, а японцы хоть и с опозданием, но мощно дали по газам.
ЖЕЛЕЗО: быстрый процессор против быстрой памяти
Давно стало понятно, что начинка обеих приставок будет в общем похожей. У обеих процессоры AMD следующего поколения Zen 2 и видеочипы на архитектуре RDNA2, 16 гигабайтов оперативной памяти формата GDDR6, SSD накопители, заявлена поддержка ретрейсинга и разрешения вплоть до 8K.
Интересна разница в деталях. Даже при беглом сравнении становится понятней, что новый Хbox мощней «соньки».
Разогнанный процессор Series X обеспечивает стабильную частоту в 3,8 Ггц против плавающей частоты с пиком в 3,5 ГГц у PS5.
Подобная ситуация и с обработкой видео. В Хbox видеочип состоит из 52 вычислительных блоков мощностью по 1,8 ГГц, которые выдают 12 терафлопс мощности. У «соньки» же 36 блоков с плавающей частотой до 2,23 ГГц, которые обеспечивают потенциал обработки видеосигнала в 10,2 терафлопса. После объявления спецификаций PS5 некоторые критики даже сомневались, что видеочип приставки действительно построен на архитектуре RDNA2, а не на разогнанной кастомной первой ревизии с программно прикрученной обработкой трассировки лучей.
С другой стороны, Sony обещает не только взять реванш, но и доминировать над «коробкой» по скорости выгрузки данных из твердотельного накопителя. Кастомный SSD в PlayStation хоть и меньше чем у ИксБокса (825 гигабайт против стандартного терабайтника), но должен обеспечить впечатляющий обмен данными скоростью от 5,5 до 9 гигабайт в секунду. Это примерно в два раза быстрее чем 2,4 – 4,8 гигабайта в секунду у Series X.
Похожая ситуация и с ОЗУ. Sony обещает загрузку-выгрузку данных оперативной памяти с стабильной скоростью в 448 гигабайт в секунду. В то время, как у Xbox быстрый доступ к памяти будет работать в двух режимах – 6 гигабайта помедленней (336 гигабайт в секунду) и 10 побыстрей (560 гигабайт в секунду).
Мы так много уделяем внимание памяти, поскольку именно ошеломительная скорость подгрузки логики и визуальной составляющей игр позиционируется обеими компаниями как главный систем-селлер будущего поколения.
Игры, наконец, должны избавиться от экранов загрузки, что особо актуально, учитывая продолжающийся тренд популярности проектов с открытым миром.
Мы, вроде как, больше не увидим искусственно созданных левел-дизайнерами «кишок», в которых протискивается персонаж, пока подгружается следующая часть локации. И после бравады «Майкрософт» о скорости процессора, сама компания и сторонние разработчики игр начала давать скромные комментарии, что из-за более медленного накопителя в Xbox с этим может быть не все так гладко.
Отдельная гордость Sony – «ретрейсинг звука». По заявлениям, это некая система обработки интеллектуально подстраивающегося под аудиосистему игрока звучания из тысяч независимо вычисляемых звуковых источников.
Глава игрового подразделения «Майкрософт» Фил Спенсер, в свою очередь, говорит что у Xbox Series X еще есть еще несколько скрытых преимуществ, которые проявят себя в играх. Ну что же, проверим на обещанной в июле презентации игр.
Дизайн: функциональность через индустриальную аскетичность или биологическую футуристичность
Отдельная тема для дискуссий – внешний дизайн консолей следующего поколения.
Инженеры «Майкрософт» сделали ставку на оттачивание практически до идеала привычных потребителям рубленных форм индустриального дизайна машины для развлечений. Series X вполне оправдывает название бренда Xbox и представляет собой большой черный параллелепипед с огромной вентиляционной сеткой над кулером в верхнем торце.
Приставка не выглядит несуразной, как первая версия ее предшественницы. Скорей, изысканной и лаконичной. Кстати, в этот раз у Xbox не будет проблем с вертикальной установкой. Технари учли свои предыдущие ошибки и обеспечили машине стабильную работу в двух положениях.
Дизайн новой приставки Sony впервые был показан в четверг и пока вызывает много вопросов. От рубленных форм PS4 эволюция увела новую консоль в сторону хай-тека, напоминающего неизвестный биологический вид с далекой планеты. Кроме того, судя по уже появившимся в сети сравнениям габаритов приставок, пятая «плойка» будет примерно на треть больше Series X.
«Мы хотели создать нечто смелое и почти вызывающее… В большинстве домов PlayStation стоит в гостиной, и нам казалось, что было бы здорово создать дизайн, который украсит большинство жилых помещений. Это мы и попытались сделать. И, знаете, мы думаем, что преуспели», — заявил на следующий день после презентации руководитель Sony Interactive Entertainment Джим Райан.
Вероятно, тут также сыграла злую шутку попытка инженеров прикрыть высоким дизайном технологическую потребность обеспечить ей хорошее охлаждение с длинными прорезями для выпуска горячего воздуха из корпуса.
Отдельно следует упомянуть неприятный нюанс дизайна PS5 – из-за изогнутых форм приставка даже в горизонтальном положении устанавливается только на подставку. Выглядит странно и не удобно.
Трансформация философии консольных игр: эксклюзивы и обратная совместимость
В уходящем поколении консолей, абсолютное преимущество в играх заняла Sony. Все благодаря выверенной еще со времен PS3 стратегии выпуска эксклюзивов. Это в основном высококачественные блокбастеры (не будем вспоминать Knack или All-Stars Battle Royale), производящиеся внутренними студиями Sony только для своей игровой системы, которые грамотно используют железо консоли и выжимают ее ресурсы на максимум.
Подразделение Хbox, напротив, решило не игнорировать очевидную общность разработки в Microsoft с главным продуктом компании – операционной системой Windows. Поэтому они пошли по пути мультиплатформенных релизов, когда игра одновременно выходит и на приставку и на ПК.
Оба этих подхода вызывают как положительную, так и негативную реакцию у игроков. С одной стороны приверженцы Sony чувствуют свою «элитарность» благодаря причастности к закрытым для других тайтлам. С другой – апологеты Sony «Майкрософт» говорят о необходимости делать развлечения открытыми для всех.
Мощным аргументом Microsoft в последние годы стала подписка GamePass, которая за ежемесячную плату открывает доступ к огромной библиотеке старых и новых игр. Причем, самые новые проекты компании добавляются к списку прямо в день выпуска.
У Sony есть свой ответ – похожий сервис PlayStation Now, который действует с рядом оговорок и не включает самые свежие релизы.
Диспозиция сил с новым поколением поменяется. Sony для привлечения новых поклонников постепенно отказывается от жесткой системы эксклюзивности. Уже сейчас несколько популярных проектов вышли или планируются к выходу на компьютеры.
«Майкрософт», наоборот, обещает наверстать упущенные возможности и в последнее время скупает или формирует большое количество игровых студий для внутренней разработки.
Кроме того, с недавних пор стал популярным тренд на обратную совместимость с играми предыдущих поколений. Это всерьез станет одним из важнейших направлений в консолях следующего поколения.
Фил Спенсер уже несколько лет проводит политику развития поддержки обратной совместимости Хbox One и в Хbox Series X она должна дойти до пика возможности – полная совместимость всех игр вплоть до эпохи первой «коробки» 2001 года выпуска. Причем, благодаря обработки нейросетью старые игры будут получать улучшенные текстуры, разрешение до 4К и даже ретрейсинг.
В следующей «плойке» пока заявлена только поддержка игр с PlayStation 4. Причем, многие из них будут запускаться без каких либо графических улучшений. Это серьезное отставание от конкурента.
Показанные анонсы игр: возрождение платформеров, возвращение к классике и мамонты
Под конец поговорим о играх для следующего поколения консолей. В этом разделе уделим больше внимания грядущим проектам для PlayStation 5, просто потому что 11 июня Sony в одночасье вывалила на суд публики целый ворох новых и продолжения старых франшиз.
На прошедшей презентации «Будущее игр» японский медиамагнат показал больше десятка игр. Среди них вырисовывается продолжение тренда оживления старых игровых серий. По ним можно сделать некоторые первые выводы.
Явно вырисовывается ренессанс классики жанра платформеров.
Получит продолжение история вселенной выходившей еще на первую «плойку» игры Oddword. Также анонсирована новая игра в франшизе Ratchet and Clank и спин-офф к серии Little Big Planet — Sackboy A Big Adventure.
На каждую PlayStation 5 будет предустановлена Astro's Playroom — продолжение завоевавшего много положительных отзывов эксклюзивного платформера для VR-очков.
Во-вторых, Sony должна продолжить тренд выпуска больших приключений с кинематографичным сюжетом. Тут они зашли с козырей. Уже в конце года грядет продолжение очень популярной игры 2018 года про Человека-паука, а в более отдаленном будущем – вторая часть одного систем-селлеров Horizon Zero Dawn, создатели которой решили отойти от сеттинга роботов-динозавров к древним млекопитающим и даже показали боевых мамонтов.
Отдельного внимания заслуживает Resident Evil 8. Игра в визуальном стиле возвращается к одной из лучших игр франшизы – 4 части и ожидаемо проложит к ней сюжетную арку.
Еще более буквальный реверанс в сторону старых фанатов – ремастер прародителя жанра soul-like игр 2009 года выпуска Daemon Souls.
Также показали несколько интересных новых игровых игровых вселенных. Эксклюзивный rouge-like экшен с сюжетом в духе «Дня сурка» Returnal и приключенческий экшен Project Athia от Square Enix.
Интересно будет посмотреть за развитием пока непонятной, но весьма красивой игры Pragmata от Capcom.
Масштабная презентация игр для нового Хbox пройдет в следующем месяце. Однако давно понятно, что на новую приставку Microsoft выйдут продолжения популярных серий Halo и Forza. Фанаты ждут и верят продолжения ролевых приключений Fable.
Пока подразделение Хbox громко заявило о специально готовящейся для следующего поколения Hellblade 2. А там, через года два и до продолжения Gears of War доживем.
Ну и надеемся на расширение перечня эксклюзивов для приставки Microsoft.
Цены: готовьтесь раскошелится
Учитывая мощную начинку новых приставок и вызванные пандемией сложности в производственной инфраструктуре, консоли нового поколения, скорей всего, на старте будут стоить заметно дороже своих предшественниц. Рыночные аналитики называют наиболее вероятными цены примерно в 500-600 долларов за консоль, что весьма похоже на правду. Планируя покупку приставки в Украине, к этой сумме нужно добавить еще как минимум 200 долларов наценки от местных перекупщиков.
Пока никаких официальных о ценах консолей нет. Ответственные за разработку двух приставок люди постоянно твердят о «взвешенной и продуманной ценовой политике». Проверим это уже в ближайшем будущем.
Автор Николай Яковенко
Самые свежие и интересные новости Одессы и городов и районов Одесской области. На нашем сайте вы сможете узнать новости Южного, Черноморска, Бедгород-Днестровского, Измаила. Все, чем интересны сегодня Арциз, Килия, Татарбунары, Болград, Тарутино вы сможете узнать на сайте нашего новостного агентства.
Новости политики и культуры, общественная жизнь и здравоохранение, право и криминал, громкие события и происшествия - все это не останется незамеченным в нашей новостной ленте.
Наша цнль - объективное освещение события, которые происходят в южном регионе. Если у вас есть интересная новость и вы хотите, чтобы она появилась на нашем сате, пишите нам через форму обратной связи или на почту [email protected]